Игорь Примаченко

Из поездок в дальние края России и в зарубежные страны Города Индустриальные ритмы Корабли Крымские пейзажи На Адриатическом море Натюрморты Русские мотивы

Список публикаций

«В мастерских художников-маринистов» И. Купцов Газета «Водный транспорт» 2.06.1987
«Тема творчества - мир» И. Купцов Газета «Вечерняя Москва» 17.03.1988
«В тиши мастерских» М. Русова Газета «Московский Художник» 24.03.1989
«Это было у моря, где ажурная пена…» Н. Иванов Газета «Голос Родины» №12 - 1992
«К 2000-летию Рождества Христова» Н. Иванов Журнал «Юный Художник» №3 - 2000
Н. Иванов Газета "Новости МСХ" №9 - 2013
В. Малолетков Газета "Новости МСХ" №6 - 2016

Два мастера

Газета "Новости МСХ"

№6 - 2016

Рыбаки Байкала
Рыбаки Байкала
х.м. 130х150. 1987
В центре Камчатки
В центре Камчатки
х.м. 60х80. 1986

В конце 2015 - начале 2016 г. в «Новом Манеже» проходила персональная выставка «Живопись на два голоса» заслуженного художника России Татьяны Белотеловой и трагически ушедшего из жизни Игоря Примаченко, посвященная 45-летию совместной творческой деятельности, на которой было представлено более 180 живописных и графических работ. Творчество этих живописцев - самобытное явление в культурной жизни столицы и Московского Союза художников. Татьяна Белотелова начала свой путь в искусстве в 60-е г.г. ХХ века после окончания МВХПУ (б. Строгановское). Уже в первых монументальных работах молодая художница показала свободное владение различными материалами и техниками исполнения. Таковы ее росписи кафе (г. Королев), МГУ (Москва), и музыкальной школы (пос. Светлодарское, Украина), мозаики в интерьерах детского сада (г. Новополоцк, Белоруссия), Воскресенского химического комбината (Московская обл.), а также витраж для Международной выставки «Здравоохранение – 74» (Сокольники, Москва). Эти работы отмечены творческим подходом и органичным синтезом с архитектурным пространством.

Однако, вскоре темпераменту, любознательности и постоянному стремлению к расширению художественного кругозора Т. Белотеловой стало тесно в секционных рамках монументального искусства. В немалой степени этому способствовали многочисленные творческие командировки в отдаленные уголки России, которые постепенно формировали творческое мировоззрение молодого художника. К этому времени накопленный натурный материал Т. Белотелова стала воплощать на холстах масляными красками.

Как всякий искренний, глубоко мыслящий и талантливый художник, Татьяна выбрала непростой путь в искусстве, предполагающий отражение своего Времени, полного надежд и разочарований, любви и ненависти. Ее произведениям совершенно чужды интеллектуальный холод, жесткая брутальность или хамская вседозволенность. Они убедительны по композиции, рисунку и живописным качествам, но главное – полны поэтического восприятия многогранной действительности…Убежден, что за любым творческим достижением художника (помимо таланта и воли) чувствуются влияние его учителей. Однако, трудолюбие и академическая школа немного стоят без таланта и яркой индивидуальности художника. К счастью, этими качествами природа наделила Т. Белотелову в полной мере. К сказанному выше следует добавить неуемную жажду познания мира и постоянный интерес к открытию новых горизонтов в искусстве.

Особой вехой в биографии мастера стали 70–80-е годы ХХ века: творческие поездки по России и Югославии. Напряженная работа на пленэре в этой солнечной стране заметно повлияла на цветовую палитру художницы; ее живопись постепенно приобрела индивидуальный почерк, творческую свободу декоративность и цветовую гармонию. Например работы: «Сиреневый день. Дубровник», «Зеленый день», «Дождь в Херцег-Нови» и «Старый мост» живописные холсты раскрыли перед зрителем новую, доселе неведомую грань творческого мировосприятия Т.Белотеловой. Оказалось, что кроме способности грамотно рисовать и компоновать произведения, этот художник обладает эмоциональностью, внутренней энергией и собственным отражением окружающей действительности… Долгожданная встреча художницы с древней культурой Италии разбудила в ней желание создавать сложные многофигурные композиции. Неспешно и серьезно она освоила уроки великих мастеров эпохи Возрождения, оставаясь при этом ярким представителем европейской живописной культуры ХХ века. Примеров подобной трансформации в ее работах можно найти немало. Это, прежде всего, композиционные портреты «Танцовщица» и «Арлекино», с пластической взаимосвязью конкретного персонажа с условно-декоративным построением окружающего его пространства.

Собственным прочтением темы «вечного города» также отличает насыщенные цвето-тональными контрастам произведения: «Итальянский пейзаж», «Аппиева дорога» и «Античный Рим». Некоторое влияние на художника, безусловно, оказали творения великих итальянских мастеров эпохи Возрождения, которое нетрудно заметить в монументальных многофигурных работах «Осень в Риме» и «Римские каникулы». Они завершили важный этап становления современного, глубоко мыслящего и тонко чувствующего время художника. Истинного мастера отличает умение по-новому воплотить великие уроки прошлого. Даже при наличии таланта, решение столь сложной художественной задачи требует от твердых убеждений, высокого мастерства и трудолюбия. Национальным колоритом отмечены работы мастера, посвященные родной земле. Символическим апофеозом вечных дум и сомнений на пути всякого мыслящего художника стало монументальное полотно мастера «Ангел надежды». Это произведение является важной вехой в творчестве мастера. В нем органично соединились принципы монументальной росписи с умением включать в композицию разномасштабные и острохарактерные пластические элементы. Драматичным характером отмечена острая по композиционно-пластическому решению работа «Противостояние», в которой проявился монументальный дар художника, умение пластически решить сложные философские задачи. Здесь Белотелова умело и точно использует приемы деформации, сознательно меняя привычные масштабы и пропорции. В произведении «Благовещение» доминируют композиционно-колористические задачи построения цветовых силуэтов на плоскости холста. Однако, живому темпераменту Т. Белотеловой тесно в узких рамках канонических построений, о чем свидетельствует устойчивый интерес художника к пейзажу и натюрморту. Эти традиционные жанры искусства наиболее точно отражают неповторимое своеобразие среды, окружающей человека в разные исторические периоды. И здесь работы художника также отличаются собственным творческим восприятием и колоритом. Порой, она соединяет разные жанры в одном произведении, прибавляя к ним важный для зрителя исторический подтекст. Примером подобного решения стали работы «Косово поле. Затмение» и «Осень». В камерных произведениях мастера «Осенний букет», «Дорога к храму», «Полевые цветы», «Цветы осени» и «Розы» преобладают живописно-колористические задачи. В монументальном диптихе «Вот и лето прошло» автор трансформирует визуальную работу с натурой в более сложную и высокоорганизованную художественную форму.

Пейзажные работы Белотеловой отличает точность композиционного построения, отсутствие внешних, давно «наработанных» художественных приемов. Они воспринимаются законченными и хорошо срежиссированными произведениями, демонстрирующими высокую художественную культуру автора. Примером служат работы: «Будва», «Брюгге», «На Адриатике», «Утро в Венеции», «Венеция. Большой канал», «Панорама Кремля» и «Осень в Боровске». Представленные на выставке в «Малом Манеже» графические произведения Татьяны выполнены в темпере и смешанной технике. Но и в них нетрудно заметить специфику монументального мышления автора, а также хорошую «строгановскую» школу. Несомненными удачами художника стали листы «Петровский монастырь», «Зима в Суздале», «Весна» и «Северная деревня», отмеченные ясностью изобразительного языка и точностью построения композиции. В серии «Старая Москва» особенно удачны работы «Москва ушедшая» и «Охотный ряд», вызывающие живой отклик в душе любителей московской старины. Более эскизный, подготовительный характер отличает работы «Битва», «Богородица», «Русский святой» и «Спасенные фрески», которые, возможно, когда-нибудь послужат основой для создания будущих монументальных произведений художника.

Интерес посетителей также вызвало творчество ушедшего из жизни художника Игоря Примаченко. Он был очень требовательный к себе живописец, полный сил, замыслов, созидательных стремлений. Отпущенные ему семьдесят с небольшим лет он прожил насыщенно и плодотворно, без саморекламы и коммерческих устремлений, к сожалению, ставших нормой последнего времени. После окончания «Строгановки» Игорь постоянно учился у выдающихся мастеров прошлого и своих товарищей по искусству. При этом И. Примаченко был страстным путешественником, расширяющим собственные творческие горизонты. Он не открывал новые земли, но создавал их художественный образ, искал и находил в своей цветовой палитре новые живописные качества. Примером служат его живописные произведения, посвященные Москве, Сергиеву Посаду, Мурому, Камчатке, Заполярью, Дальнему Востоку, русскому Северу, Сербии и Черногории. Пейзаж всегда был почитаемым жанром в русской изобразительном искусстве, который и сегодня доминирует в творчестве многих современных художников, в том числе и Примаченко. Со временем, главной темой в его творчестве стал морской пейзаж. Художник также интересовался образами военных моряков, рыбаков, охотников и геологов, которые нередко становились героями его полотен. Мастер побывал на Балтийском и Баренцевом морях, работал на судах торгового флота, совершавших рейсы по Северному морскому пути и в Средиземноморье. Все это позволило художнику собрать бесценный материал для воплощения непосредственных впечатлений.

Пейзажи Игоря Примаченко «Севастополь», «Во льдах Арктики», «В северной бухте», «Парусники на Московском море» многограннее, свободнее и шире жанра маринистики. Художника увлекает романтика исторических «воспоминаний» («Старые корабли в Сиракузах»), манит лирика путешествий («Город на Адриатике»), волнуют суровые образы тружеников моря («Рыбаки Байкала»), поражают причудливые силуэты огромных морских судов («Строительство супертанкера», «Новые корабли»). Эти произведения мастера, как и все его творчество, отражают простоту, естественность его мыслей и чувств. В завершение хочется подчеркнуть, что творчество замечательных московских художников Татьяны Белотеловой и Игоря Примаченко отличает цельность мировосприятия, острота художественного мышления и убедительность формы.

Валерий Малолетков